Письмо Картофельного Союза в Комитет ГД по аграрным вопросам

Председателю Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам

Панкову Н.В.

 

Уважаемый Николай Васильевич!

 

Обращаем Ваше внимание на ситуацию, складывающуюся в области обращения с пестицидами и агрохимикатами, которые зачастую отнесены к 1 классу опасности и представляют прямую угрозу жизни человека. Внесенные в 2011 году изменения в федеральное законодательство лишили федеральные органы исполнительной власти, в частности Россельхознадзор права контроля за соблюдением применения пестицидов и агрохимикатов,  надзора за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению, не имеющих государственной регистрации, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, контроля ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов и контроля за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов) и т.д. За Россельхознадзором сохранен надзор за пестицидами и агрохимикатами только в рамках ветеринарного надзора, что относится к кормам, продукции животного происхождения, к использованию пестицидов в животноводческих помещениях и внешним паразитам животных.

В результате, появился международный прецедент, когда контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами и контроль продукции растительного происхождения  на её безопасность в части остаточного содержания пестицидов, наличие нитратов, нитритов и других токсикантов, как заключительный этап проверки соблюдения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве данной продукции в России на всех этапах прохождения не осуществляется федеральными органами исполнительной власти  в области управления сельским хозяйством.

В мировой практике, за исключением России, отсутствуют примеры, когда контрольно- надзорные функции в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляют не государственные органы управления в области сельского хозяйства.

Указом  Президента РФ от 30.01.2010 № 120  утверждена  Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Пункт 2 Доктрины гласит, что  продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

 В пункте 3 Доктрины указано, что одними из  основных задач обеспечения продовольственной безопасности  являются: своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и обеспечение безопасности пищевых продуктов.

   На основании вышеизложенного предлагаем внести следующие изменения В Федеральный закон от 17.06.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – Закон):

В статью 1 Закона:

- в определении «пестициды» после слова «вредителями» дополнительно записать слова, вместо слов «сельскохозяйственной продукции» записать слова «продукции растительного происхождения».

- дополнительно записать абзац в следующей редакции:

«Данное понятие не распространяется в отношении настоев, отваров, аттрактантов, в том числе феромонов, репеллентов».

- в понятие «агрохимикаты» после слов «торфа» дополнительно записать слова «навоза, компоста».

- в понятие «государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов» после слов «регистрация пестицидов и агрохимикатов» дополнительно записать слово «процедура», исключить слово «уничтожение».

В статью 9 Закона внести следующие изменения:

- после абзаца 6 дополнительно записать два абзаца в следующей редакции:

«Оценку методов установления соответствия состава и свойства  пестицида или агрохимиката технической документации, составу и свойству образца пестицида или агрохимиката представленному на регистрационные испытания;

Оценку методов исследования продукции, объектов окружающей природной среды на наличие пестицида или агрохимиката».

- после абзаца 8 дополнительно записать три абзаца в следующей редакции:

«Методики исследования пестицида и агрохимиката на соответствие его состава и свойства технической документации и образцу, представленному на регистрационные испытания;

Методики исследования продукции и объектов окружающей природной среды на остаточное содержание пестицида;

Аналитические стандарты действующего вещества пестицида».

В статью 15 Закона:

 - после слов  Государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется, записать  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти  -  Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В Федеральный закон  от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внести  следующие изменения:

пункт 2  статьи 9 дополнить  словами: «при осуществлении государственного надзора   в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами сроки  плановых проверок устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор,  в зависимости от потенциальной опасности применяемого пестицида согласно Гигиенической классификация пестицидов по степени опасности, но не реже чем один раз в три года.

Такие изменения, по нашему мнению, направлены на национальную безопасность и общегосударственную систему обеспечения химической и продовольственной безопасности страны, недопущение производства и поставок опасной для здоровья человека пищевой продукции, пресечение оборота фальсифицированных, пришедших в негодность или запрещённых к применению пестицидов и агрохимикатов.

Приложение:  Таблица изменений, вносимых в действующие правовые акты.

С уважением,

Председатель Картофельного Союза                                                   С.Н. Лупехин

 

Исп. Губина Т.Д.

(495) 670 71 06