О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

       Законопроект направлен на уточнение действующих в настоящее время основ правового регулирования организации и функционирования ярмарок в Российской Федерации, правового статуса участников ярмарочной торговли и гарантий их деятельности с целью формирования единообразного подхода в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при осуществлении ими нормотворческой деятельности и правоприменения.

       Законопроект вводит понятие ярмарки как торгового мероприятия, что является отличием ярмарки от розничного рынка, который является не мероприятием, а постоянно функционирующим торговым объектом. Также законопроект вводит или уточняет ряд других понятий, например, понятия организатора ярмарки, участников ярмарки, торговых мест на ярмарках, ярмарочной площадки. Кроме того, законопроект возвращает в употребление исторически присущий дореволюционным ярмаркам термин ярмарочных, или торговых дней для обозначения дней проведения ярмарочных мероприятий.

         Законопроект уточняет полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом основные полномочия по нормативно-правовому регулированию ярмарочной торговли сохраняются за субъектами Российской Федерации в соответствии с едиными принципами и рамочными процедурами, устанавливаемыми законопроектом.

         Необходимость разработки и принятия законопроекта обусловлена следующим.

         Ярмарки, наряду с розничными рынками, нестационарной и мобильной торговлей, являются важнейшим торговым форматом для развития экономики и комфорта граждан. Ярмарки должны обеспечивать наиболее простой и дешевый сбыт продукции мелких и средних производителей продуктов питания и сельскохозяйственных производителей.

         Кроме того, ярмарки, как и розничные рынки, являются единственными торговыми форматами, в рамках которых могут осуществлять реализацию продукцию собственного производства граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями - граждане, ведущие личные подсобные, дачные хозяйства, занимающиеся садоводством, огородничеством и животноводством, вправе реализовывать свою продукцию только на ярмарках и розничных рынках. Это еще более повышает значимость ярмарочной торговли.

       В хозяйствах населения и фермерских хозяйствах производится огромный объем сельскохозяйственной продукции. По данным Росстата в 2014 г. доля производства продукции, произведенной хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей) составила от общего объема производства в России: картофеля – 87,9%, овощей – 83,5%, скота и птицы на убой – 27,6%, молока – 53,3%, яиц – 22,2%, меда – 97,9%.

         Однако в товарном обороте участвует лишь незначительная часть этой продукции – около 15%, что обусловлено в первую очередь проблемами со сбытом продукции. Кроме того, имеется серьезный резерв наращивания производства в небольших хозяйствах, мелкими и средними производителями продуктов питания, что крайне важно для обеспечения продовольственной безопасности страны.

         Для обеспечения развития ярмарочной торговли важно определение правового статуса всех сторон процесса организации и функционирования ярмарок. Этими сторонами являются, во первых, участники ярмарок – лица, непосредственно осуществляющие розничную торговлю на торговых местах на ярмарке.

Во вторых – это организаторы ярмарок – лица, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, которые берут на себя функции по подготовке и организации ярмарки как мероприятия и обеспечивают торгующим – участникам ярмарки – комфортную работу, а потребителям – безопасность реализуемых продуктов, в том числе посредством обеспечения надлежащего ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Наконец, стороной ярмарочного процесса являются органы власти, прежде всего органы местного самоуправления, которые регуляторными мерами должны обеспечить удовлетворение спроса бизнеса на ярмарочные площадки и места на ярмарках способами, не нарушающими права и интересы других лиц.

         Как правило, непосредственные производители, в том числе фермеры, по объективным причинам не могут осуществлять своими силами розничную продажу производимой ими продукции. Это связано с тем, что розничная торговля, даже в своих простых формах (как, например, ярмарочная торговля), является специфическим видом деятельности, который требует особых подходов, навыков и компетенций.

         По этой причине в мировой практике складываются специальные длящиеся коммерческие отношения между мелкими производителями, профессионально занимающимися производством товаров, и мелкими торговцами – предпринимателями, профессионально осуществляющими розничную торговлю этими товарами на ярмарках, рынках, через автолавки и иные малые торговые форматы.

         Взаимодействие производителей товаров, профессиональных мелких торговцев и потребителей - покупателей обеспечивает специальное звено – организаторы ярмарок. Именно организаторы ярмарок отвечают за внешний вид ярмарки, внутреннее наполнение, товарную специализацию, обеспечение ветеринарного и фитосанитарного контроля, «изюминки» ярмарочной торговли, в том числе, в определенных случаях, подбор определенного круга участников ярмарок (например, на специализированных ярмарках – ярмарках мёда, народных промыслов и т.д.).

       Организация ярмарок – очень  специфический вид деятельности, который требует определенных навыков и компетенций. Мелкие производители за рубежом часто объединяются в различные потребительские общества, которые консолидируют производимые ими товары, централизованно организуют профессиональные ярмарочные мероприятия. В этом случае профессиональным организатором ярмарок выступают потребительские общества и иные объединения предпринимателей. Это – одна из самых эффективных форм организации ярмарок, широко распространенная до революции и которой только предстоит возродиться в России с помощью законопроекта.

         В триаде «производитель – организатор ярмарки – торгующий предприниматель» ключевая роль принадлежит именно организатору ярмарки, который создает ярмарку как мероприятие, то есть организованную инфраструктуру, которой пользуются торговцы. Поэтому развитие ярмарочной торговли может происходить исключительно путем развития такого вида деятельности, как организация ярмарок.

       В этой связи необходимо закрепить в федеральном законе обязанность органов местного самоуправления предоставлять организаторам ярмарок ярмарочные площадки, а при наличии споров о месте и времени организации ярмарки – проводить согласительные процедуры по правилам, устанавливаемым законодательством субъекта Российской Федерации. Целью согласительных процедур должно быть гарантированное предоставление организатору ярмарки площадки, пригодной для организации коммерчески эффективной ярмарки. В настоящее время указанные гарантии деятельности организаторов ярмарок не закреплены в федеральном законодательстве, что является самым существенным барьером в развитии профессиональной ярмарочной торговли.

         В общественном мнении, особенно в среде должностных лиц, ответственных за развитие торговли в регионах и муниципалитетах, зачастую сохранился прежний подход к ярмарочной и рыночной торговле, сформировавшийся в советское время. Согласно этому взгляду торговать на ярмарках и рынках должны «непосредственные производители» или фермеры. Профессиональные же предприниматели-торговцы по этой логике часто именуются негативными терминами «перекупщик», «спекулянт» или «посредник».

         Как было показано выше, этот взгляд в корне противоречит нормальным экономическим отношениям, когда каждый хозяйствующий субъект занимается своим делом: производитель – производит, торгующий предприниматель – продает произведенное.

       Подход к мелким предпринимателям, профессионально торгующим на ярмарках и рынках, как к «перекупщикам» и «спекулянтам», к сожалению, оказывает крайне негативное влияние на правоприменительную и нормотворческую практику региональных и местных властей в сфере ярмарочной торговли.

Этот архаичный взгляд вкупе с практически неограниченными дискреционными полномочиями органов местного самоуправления в части разрешения или запрещения ярмарок мешает созданию в стране здоровой, сильной и развитой ярмарочной торговли, основанной на объективно существующем и нормальным образом удовлетворяемом коммерческом интересе всех участников ярмарочной торговли.

В этой связи законопроект направлен также на восстановление прав профессиональных мелких ярмарочных торговцев, на признание их важности для государства и на дальнейшее развитие этого вида торгового микробизнеса.

Для мелких и средних производителей ярмарочная торговля жизненно важна по следующим обстоятельствам. Мелкие и средние производители, как правило, не могут взаимодействовать с торговыми сетями. Это происходит потому, что мелкие производители не имеют достаточные для торговых сетей объемы производства, не выдерживают требований по упаковке, единому стандарту товара, и по другим объективным причинам. Поэтому малые торговые форматы, в том числе ярмарки, являются зачастую единственным каналом сбыта для этих производителей.

         Таким образом, роль ярмарочной торговли и иных малых торговых форматов для экономики страны и регионов огромна: именно они позволяют запустить рост производства в том сегменте, где имеются значительные неиспользованные резервы роста – в мелком и среднем производстве.

         Здоровая система экономических взаимоотношений (производитель – участник ярмарки (торговец) – потребитель при посредстве профессионального организатора ярмарки) позволяет мелким и средним производителям, прежде всего производителям продуктов питания, изделий ремесленничества, кустарных производств, народных художественных промыслов, иметь гарантированные стабильные каналы сбыта по ценам, которые устраивают все стороны – и потребителя, и производителя.

         Однако «заработать» эта экономическая модель может исключительно в случае, когда имеется гарантированная возможность организации новых ярмарок как инфраструктуры, которой могут пользоваться профессиональные участники ярмарок. Только в таком случае ярмарки станут гарантированным каналом сбыта и будут оказывать значимое влияние на рост производства.

         В этой связи перед государством стоят следующие задачи:

1)    Расширения ярмарочной торговли путем как увеличения количества ярмарок (ярмарочных площадок), их доступности для организаторов ярмарок, так и увеличения количества торговых мест на ярмарках для вовлечения в торговую деятельность новых участников ярмарок;

2)    Обеспечения появления и развития специализированной деятельности по организации ярмарок путем закрепления гарантий организаторам ярмарок, в том числе организациям потребительской кооперации, организовывать новые ярмарки;

3)    Закрепления за субъектами Российской Федерации полномочий по установлению порядка согласительных процедур по предоставлению организаторам ярмарок новых ярмарочных площадок;

4)    Установления права органов местного самоуправления на взимание специальных неналоговых доходов бюджета – платы за организацию и проведение ярмарки – для повышения доходов местных бюджетов и повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии ярмарок. Указанная плата сможет взиматься как с организаторов ярмарок, так и с участников ярмарки. Это позволит мотивировать органы местного самоуправления способствовать увеличению как количества самих ярмарок, так и количества участников ярмарок (мелких торговцев). Введение официальным путем указанных платежей не станет дополнительной нагрузкой на бизнес, так как выведет из тени и направит в бюджет различного рода неформальные поборы, широко практикующиеся на местах;

5)    Формирования единой информационной среды для организаторов и участников ярмарок, а также потребителей. Для этого должно обеспечиваться обязательное опубликование в сети Интернет информации о ярмарочных площадках, доступных для занятия, с графиком свободных ярмарочных дней (так называемой системы ярмарочных площадок), и информации о самих проводимых ярмарках;

6)    Обеспечения нормального внешнего вида ярмарок путем установления в регионах прозрачных, разумных и посильных для бизнеса правил о внешнем виде и внешнем оформлении ярмарок и торговых мест на них.

Принятие законопроекта не потребует увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации.

       Принятие законопроекта позволит сформироваться профессиональным организаторам и участникам ярмарок, сделает их предпринимательскую деятельность прогнозируемой и предсказуемой, что повлечет за собой рост производства мелких и средних хозяйств, которые получат гарантированный и стабильный канал сбыта.

       Законопроект даст серьезный толчок развитию потребительской кооперации, в том числе сельскохозяйственной потребительской кооперации, которая получит возможность организации собственных ярмарок на гарантированных, стабильных и долгосрочных началах.

       Принятие законопроекта позволит вовлечь в товарный оборот продукцию малых хозяйств и хозяйств населения, что окажет положительное влияние на укрепление продовольственной безопасности страны и серьезно улучшит комфорт потребителей и общую конкурентную среду.

       Законопроект разработан в соответствии с п. 3.2.3 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733, и пунктом 13 Плана мероприятий по реализации Стратегии.

      Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Проект Федерального Закона

http://regulation.gov.ru/projects#npa=60693 

 


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru