Обзор российского рынка замороженных овощей

Современные технологии быстрой заморозки позволяют сохранить в овощах и ягодах максимальное количество витаминов и минералов, обеспечивая длительное хранение без потери вкусовых и питательных качеств. А потребителям замороженные овощи дают возможность существенно сэкономить время на приготовлении пищи и упростить этот процесс.

С 2007 г. производство замороженных овощей и грибов (без учета картофеля и замороженных консервированных овощей) выросло в 2,3 раза. В 2013 г. было выпущено почти 43 тыс. т этой продукции (рис. 1).

В прошлом году замороженные овощи (такие, как фасоль, горох и другие бобовые, шпинат, кукуруза, перец, томаты, оливки, спаржа, артишоки, а также смеси овощей) и грибы составляли около трех четвертей, или 74 %, объема производства замороженных овощей с учетом картофеля и прочих овощей.

Российское производство замороженной продукции носит сезонный характер, который зависит как от поставок сырья, так и от спроса – активные розничные продажи приходятся на период с ноября по май. Как правило, минимальные объемы выпускаются в мае, а затем они растут до сентября–октября. Отметим, что наибольшие объемы импорта приходятся на период с ноября по апрель.

Большая часть спроса на российском рынке обеспечивается за счет импортных поставок: в 2013 г., по предварительным оценкам, было ввезено более 240 тыс. т продукции, что составляет около 81% объема российского рынка в натуральном выражении (с учетом картофеля и замороженных приготовленных овощей). За последние 5 лет максимальным присутствие импорта было в 2010 г., когда доля ввезенной из-за рубежа продукции достигла 87,7 %.

Динамика объема рынка демонстрирует высокую зависимость от импортных поставок: колебания объемов ввозимой продукции практически не компенсируются отечественным производством. Темпы прироста объема рынка повторяют темпы изменения объемов импорта. Исключением был 2011 г., когда 10%-ный прирост объема рынка был почти полностью обеспечен российским производством.

В Россию ввозятся сырые, вареные или обработанные паром замороженные овощи – в 2013 г. эта продукция составила 59 % импорта в натуральном выражении. Также значительная доля (41 % импорта) приходится на приготовленные или консервированные без уксусной кислоты, а затем замороженные овощи.

Замороженные сырые, вареные или обработанные паром овощи поступают из Польши, Китая, Украины, Нидерландов и Бельгии. В 2012 г. 5 крупнейших поставщиков обеспечили 88 % ввезенного объема, в том числе на долю Польши приходилось 62 %. Около половины ввозимых в страну овощей входят в товарную категорию «другие овощи (сырые или сваренные в воде или на пару), мороженые», которая включает грибы, маслины, сладкий перец, томаты, артишоки и спаржу (рис. 2).

Второе место занимают овощные смеси, а за ними следуют фасоль и кукуруза. Такая структура импорта сохранялась на протяжении всего рассматриваемого периода.

Замороженные приготовленные и консервированные овощи поступают преимущественно из Польши и Нидерландов. В 2012 г. на долю этих стран приходилось соответственно 56 и 36 % импорта. Почти вся импортируемая в рамках этой товарной категории продукция – картофель.

Если рассматривать сырые, вареные, обработанные паром и приготовленные овощи в целом, то на долю Польши в 2012 г. приходился 51 % импорта в натуральном выражении. Из этой страны ввозились овощи категории «другие» (в том числе грибы, сладкий перец и томаты), овощные смеси и фасоль – их доли в поставках составили соответственно 53, 22 и 19 %.

В число лидеров российского рынка замороженных овощей входят ТМ Hortex одноименной польской компании и «4 Сезона» (ООО «Хладокомбинат «Западный», Московская обл.).

Hortex Holding S.A. производит замороженные овощи с 1965 г., занимаясь помимо этого выпуском соков, нектаров и фруктовых напитков, а также соковых концентратов. Компания ориентируется на экспорт собственной продукции, и Россия является для нее крупнейшим рынком. Из Польши также поставляются продукция под маркой Poltino (Hortino Zpow Lezajsk Spolka z o.o.) и, кроме того, нефасованная продукция и продукция собственных торговых марок (например, ARO и Fine Food для Metro Cash & Carry).

Под маркой «4 Сезона» выпускаются замороженные овощи и ягоды, грибы, травы и их смеси, а также готовые блюда. Основные рынки сбыта продукции ТМ «4 Сезона» – это Россия, Украина и Казахстан.

Помимо названных игроков на рынке присутствуют российские марки, такие, как Vitamin (АПХ «Мираторг»     )   , «Айстек» (ООО «Айстек, г. Тамбов)  , «Брест» (ООО «Холодильный комплекс», г. Кострома)   , «Вологодская ягода» (ООО «Вологодская ягода», г. Вологда)  , «Зеленая грядка» (ГК «Русский холод»   )   , «Есть идея» (ООО «Инмарко», Санкт-Петербург)  , «Зимовье» (ГК «Скайс», Москва)  , «Краски Лета» (Холдинг «Рус Фуд Менеджмент»   )   , «Луганя» и «Месье Поваро» (ОАО «Консервный завод «Саранский»   ).

В ряду марок из других стран стоит отметить Ardo (Ardo NV, Бельгия), Bonduelle (Bonduelle Group), Frosta (Frosta Tiefkuhl Kontor GmbH, Германия), Iglo (Iglo GmbH, Германия).

Могут ли отечественные производители увеличить свою долю на рынке? Судя по сокращению доли импортной продукции в объеме рынка при возросшем количестве ввозимой продукции такая возможность есть. Однако российские производители используют импортное сырье, в первую очередь из Польши и Китая. Оно выгоднее по цене и при этом нередко имеет более высокое качество.

За последние 10 лет валовые сборы овощей в России выросли на 25% (рис. 3).

Отметим, что этот показатель в значительной степени зависит от погодных условий, что наглядно иллюстрируется резким спадом в 2010 г. Посевные площади при этом до 2007 г. сокращались, а затем начали расти. В 2013 г. посевы овощей занимали на 10 % больше, чем в 2007 г., однако на 4,5 % меньше, чем в 2003-м.

Для сравнения, в Польше с 2003 г. посевные площади сократились на 12 %, при том, что максимум за рассматриваемый период достигался в 2006 г. Валовые сборы же в 2012 г. по отношению к 2003 г. увеличились на 3 %, что на 9 % меньше, чем в 2007 г ., когда отмечался максимум.

Ольга Буйлова, маркетинговый аналитик Intesco Research Group


журнал «Мир мороженого и быстрозамороженных продуктов» № 3/2014

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.